Пресс-центр

Балтийский акцент

22 Сентября 2017

Вечерний Санкт-Петербург

Усть-Луга наступает на пятки крупнейшему порту страны — Новороссийску

Огромный современный «Ростерминалуголь» — полностью автоматизированный перевалочный комплекс порта Усть-Луга. По сути, это один из важнейших структурных элементов порта, куда и отправились с журналистской инспекцией корреспонденты «Вечёрки».

Каждый узел терминала контролируется из центра управления, к видеокамерам и тепловизорам которого специалисты могут подключиться даже со своих смартфонов.

Из терминала уходит по одному судну в день. В 2016 году оборот составил около 18 млн тонн, а к июлю 2017-го компании удалось выйти на оборот 12 млн тонн угля, значительно опережая прошлогодние показатели. Сегодня терминал благодаря двум причалам общей длиной 565 метров может загружать одновременно два судна, принимающие на борт приблизительно по 70 тыс. тонн груза.

Сначала уголь поступает на станцию Лужская, кстати являющуюся самой крупной портовой станцией в России. Летом составы попадают сразу в разгрузочную зону терминала, зимой же, когда уголь промерзает, они сначала направляются в пункт разогрева.

Поскольку уголь склонен к самовозгоранию, для осуществления непрерывного и повсеместного контроля температуры на терминале в конце прошлого года установили систему из 12 тепловизоров. А для вылавливания из угля ненужного металла в пересыпных башнях установлено 16 магнитов.

ust-looga2.jpg

Очистные сооружения терминала работают с хозяйственно-бытовыми и поверхностными стоками. Проще говоря, вся вода с территории предприятия собирается через систему отдельной канализации и отправляется на станцию очистки. Далее прогоняется через фильтры и ультрафиолетовые лампы и только после этого сбрасывается в Финский залив. Вся система очистных сооружений была разработана немецкими подрядчиками, но используются отечественные фильтры и реагенты.

Длина всех трубопроводов — 15 км. Установка спроектирована с изрядным запасом и загружена на данный момент всего на 30 процентов.

Как рассказал один из работников цеха, приехавшие как-то голландские угольщики-портовики, славящиеся чистотой своих портовых зон, пришли в восторг от таких технологий.

В зоне разгрузки находятся два вагоноопрокидывателя. Каждый из них в состоянии одновременно разгрузить два железнодорожных вагона общей массой до двухсот тонн. Процедура занимает три минуты.

На причалах работают две погрузочные машины конвейерного типа, вес каждой из них 400 тонн. Можно грузить либо два судна одновременно, либо одно судно двумя машинами. Правда, оказывается, далеко не все капитаны справляются с темпом загрузки: машины работают так быстро, что команда не успевает даже откачивать балластные воды, и порой это единственное, что мешает двум машинам отгружать 70 тыс. тонн угля в сутки.

Работают на терминале всего 500 человек, большая часть-либо обслуживают механизмы, либо следят за углем в складских зонах.

— В прошлом году грузооборот порта составил 18,5 млн тонн, — рассказал гендиректор «Ростерминалугля» Евгений Корбан. — В этом году мы будем стремиться к 21 млн тонн. Пока идем с серьезным опережением прошлого года по объему экспорта. Сейчас терминал загружен практически на 100 процентов. К нам идут поезда с Дальнего Востока из-за реконструкции БАМа, Транс­сиба: их пропускная способность резко упала, и те, кто не может проехать там, направляются сюда. В Усть-Лугу перенаправляются грузы, раньше шедшие через Латвию. По латвийскому рынку идет сокращение, и эти грузы планируется переваливать в нашем порту.

Досье

Порт Усть-Луга — самый западный порт материковой части России. Отличается от всех остальных портов, находящихся на берегу Финского залива, тем, что у него самый короткий период ледостава. Это глубоководный порт, куда могут заходить танкеры с осадкой до 15 метров. В южном районе порта находятся контейнерный терминал и станция по перекачке сжиженного газа, а также паромная переправа на Калининград. В северном районе расположен терминал по перевалке серы, три комплекса по перевалке сырой нефти, углеводородов, различных видов топлива, а также «Ростерминалуголь».

На данный момент порт Усть-Луга — второй по общему грузообороту в России (после Новороссийска), но при этом занимает лидирующее место по количеству выгружаемых вагонов: сегодня здесь выгружается до 3000 вагонов в сутки, из них более тысячи — на угольном терминале.

Путь домой

В свое время порты Прибалтики имели для нашей страны стратегическое значение. Построенные силами СССР мощности позволяли огромному государству пропускать через них до 35 — 40 процентов экспортных грузов, 87 млн тонн в год.

Когда Союз распался, Россия лишилась этих объектов: обретя независимость, прибалтийские республики бонусом получили развитую портовую структуру по перевалке угля, нефтепродуктов, химии.

Северо-Западный регион задыхался: Санкт-Петербург, Приморск, Выборг и Калининград обрабатывали лишь четверть от того, что требовалось. В 1990-е нашей стране было не до развития чего-либо, прибалты диктовали свои условия. Дошло до того, что к 2000 году отечественные порты контролировали лишь 26 процентов грузов, остальные обрабатывались в других странах.

Первой ласточкой перемен к лучшему для России стал порт Приморск, введенный в строй в 2001 году, мощность терминалов которого спустя всего несколько лет составила 50 млн тонн нефти в год. В 2003 году в Усть-Луге был запущен «Ростерминалуголь». Транзит через страны Прибалтики стал сокращаться.

Ожидается, что в этом году грузопоток через Усть-Лугу превысит 100 млн тонн. Глядя на эти объемы, можно смело сказать, что российский экспорт после длительного заграничного путешествия вернулся на родную землю.

https://vecherka-spb.ru/2017/09/22/baltijskij-akcent/