Пресс-центр

Без шума и пыли

5 Сентября 2017

Российская Газета

Наилучшие мировые технологии перевалки угля уже применяются в России

Уголь является одним из главных экспортных российских грузов, поставляемых за рубеж через морские порты. Наиболее перспективным регионом для экспорта угля является Дальний Восток, обеспечивающий оптимальное транспортное плечо на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Рост перевалки угля требует создания современных специализированных терминалов, обеспечивающих надежную экологическую защиту. Такие терминалы в России уже имеются и успешно работают.

За последние годы экономическая конъюнктура заставила многие морские терминалы переключиться на перевалку угля, прекратив заниматься перевалкой других — «чистых» — грузов, на которые они были изначально рассчитаны: автомобилей, леса, рыбы и т. п. Это привело к появлению многочисленных неспециализированных угольных терминалов, использующих самые дешевые технологии для работы с углем. Как правило, технология работы на таких терминалах заключается в выгрузке угля из железнодорожных вагонов грейферами открытым способом, а затем погрузке тем же способом на борт судна. Открытая перевалка приводит к распространению угольной пыли на территорию и акваторию порта и его окрестностей, а также к повреждению вагонов. На Дальнем Востоке действует около 20 угольных терминалов, из которых лишь три специализированные.

Жители Находки на последней «прямой линии» с президентом России Владимиром Путиным жаловались на опасные способы перевалки угля, которые ведутся на терминалах, не оборудованных специальным перегрузочным оборудованием и системами безопасной работы. О необходимости строительства специализированных угольных портов Владимир Путин говорил еще в 2012 году, а в этом году подчеркнул, что угольные терминалы должны использовать наилучшие доступные технологии.

Россия может и должна стать образцом для всего мира в сфере применения самых передовых технологий стивидорного бизнеса

Самым крупным угольным терминалом не только Дальнего Востока, но и всей России является специализированный терминал «Восточный Порт», единоличным исполнительным органом которого является «Управляющая портовая компания». Стивидорное предприятие обеспечивает экспортную перевалку угля различных российских производителей. Грузооборот порта в 2016 году составил 23,5 миллиона тонн угля — пятую часть всего угольного экспорта из морских портов России и около 30 процентов от перевалки угля в портах Дальневосточного бассейна.

С момента основания порта с его причалов было отгружено 390 миллионов тонн угля, обработано 6,6 миллиона вагонов, под погрузку принято 28 тысяч судов. За последние 10 лет «Восточный Порт» отгрузил более 200 миллионов тонн угольной продукции, поставив абсолютный рекорд среди всех угольных портов России. «Восточный Порт» — порт свободного доступа, открытый для всех производителей угля. «Управляющая портовая компания» реализует в «Восточном Порту» крупнейший в Приморском крае инвестиционный проект по строительству Третьей очереди угольного комплекса, включая создание федеральной железнодорожной инфраструктуры.

Строительство Третьей очереди «Восточного Порта» близко к завершению. В ней будут задействованы наилучшие доступные технологии (НДТ) перевалки и хранения угля, которые уже сейчас применяются на действующем углепогрузочном комплексе «Восточного Порта». При этом в рамках специального проекта «Управляющей портовой компании», получившего название «Экологический полигон», на Третьей очереди на регулярной основе будут тестироваться и внедряться не только уже существующие НДТ для работы с углем, но и те, которые еще только разрабатываются в России и во всем мире.

Современная технология безопасной перевалки угля в порту подразумевает внедрение соответствующих систем, машин и оборудования на всех этапах работы — от поступления угля и выгрузки его в порту до погрузки на судно. В настоящее время эта технология успешно используется в «Восточном Порту».

Поступающий в порт уголь выгружается из железнодорожных вагонов не грейферами, а высокотехнологичными и полностью автоматизированными вагоноопрокидывателями, расположенными в герметично закрытом здании. Здесь дополнительно установлены мощные циклонные системы аспирации воздуха и системы пылеподавления «сухой туман». Кроме того, вход в здание вагоноопрокидывателей примыкает к ветрозащитным сооружениям общей протяженностью 600 метров, которые рассчитаны на одновременный прием 80 вагонов. Выход для вагонов из здания оборудован скоростными автоматичесими воротами, что исключает распространение угольной пыли и снижает уровень производственного шума.
Важным элементом системы является безопасный способ транспортировки и складирования угля, который в «Восточном Порту» достигается благодаря применению конвейеров. Конвейерные системы угольного терминала защищены боковой и верхней дуговой ветрозащитой. Пересыпные станции конвейеров оборудованы специальными вытяжками, воздух из которых поступает в аспирационные системы, где проходит фильтрацию.

На угольных складах используются круглогодичные автоматизированные системы пылеподавления: водное орошение складов из 144 мощных промышленных пульверизаторов применяется в теплое время года, снегогенераторы — при отрицательных температурах.

Стреловые конвейеры складских перегрузочных машин — стакеров и реклаймеров — закрыты боковой ветрозащитой, а приемные бункеры стакеров — герметичными кожухами.

Исключить пыление угля крайне важно и на этапе его погрузки на судно. В «Восточном Порту» для этого применяются инновационные судопогрузочные машины, которые по телескопическим желобам подают уголь прямо в трюмы балкеров, что исключает попадание угля и угольной пыли в акваторию бухты при погрузке. Стреловые конвейеры судопогрузочных машин также оборудованы ветрозащитой.

Но и это не все. Чтобы исключить вредное воздействие на окружающую среду, на угольном терминале применяются дополнительные меры. Круглосуточно работает 21 установка для очистки воздуха и 8 установок для очистки сточных вод. «Восточный Порт» — единственный стивидор в Приморье, который имеет подобные установки.

1,2 миллиарда рублей инвестировано за 5 лет в модернизацию оборудования, экомониторинг и восполнение биоресурсов моря

Кроме чистоты воздуха, «Восточный Порт» заботится и о чистоте воды бухты Врангеля. Именно поэтому первым объектом, введенным в эксплуатацию на Третьей очереди, стали очистные сооружения для сточных и технических вод. На действующем угольном комплексе работает модернизированная в мае 2017 года многоуровневая система очистки сточных и ливневых вод «Эколайн», с помощью которой применяемая в системах водного орошения угля вода очищается до показателей рыбохозяйственных производств. Только после такой очистки вода может быть возвращена в акваторию бухты Врангеля. На угольном терминале действует система экологического менеджмента, соответствующая требованиям международного стандарта 14001:2004 «Системы экологического менеджмента. Перевалка грузов в морском порту». Предприятие прошло международную сертификацию на соответствие стандарту.
В «Восточном Порту» работают собственные аккредитованные экологические лаборатории для мониторинга состояния атмосферных и водных ресурсов, беспилотные летательные аппараты специального назначения для наблюдения за акваторией и объектами терминалов.

Объем собственных инвестиций «Управляющей портовой компании» в проект Третьей очереди терминала составляет 31 миллиард рублей (без использования средств государственного бюджета). Кроме того, в рамках государственно-частного партнерства в сотрудничестве с РЖД модернизируется и строится новая железнодорожная инфраструктура крупнейшей на Дальнем Востоке грузовой станции Находка Восточная стоимостью 4,7 миллиарда рублей — тоже за счет собственных средств «Управляющей портовой компании». Сейчас готовность парка отправления вагонов составляет 70 процентов, и в ближайшее время начнется строительство станции приема груженых вагонов. После окончания работ пропускная способность станции увеличится вдвое, а новая ж/д инфраструктура будет передана на баланс РЖД.

В ближайшее время объекты Третьей очереди будут введены в эксплуатацию. Весь запланированный объем перевалки обеспечен грузовой базой российского угля, добываемого в Кузбассе и других угольных бассейнах страны.

Опыт «Восточного Порта» доказал: безопасная перевалка угля уже применяется в России.

Хотя большинство проектов по созданию современных специализированных угольных терминалов в России пока остается лишь на бумаге, «Восточный Порт» — реальный пример того, что Россия может и должна стать образцом для всего мира в сфере применения самых передовых технологий стивидорного бизнеса.

Дословно

Ирина Ольховская, первый заместитель генерального директора — коммерческий директор «Управляющей портовой компании»:
— Реализация масштабного проекта Третьей очереди терминала и развития станции Находка Восточная обеспечит рост объема перевозок угля через терминал до уровня 40 миллионов тонн в год. Мы применяем системный подход в работе по подавлению пыли. Технологии и оборудование, которые у многих стивидоров только в планах, в «Восточном Порту» уже успешно работают. За 2012–2017 годы в модернизацию оборудования и очистных сооружений, мероприятия по охране окружающей среды и восполнение биоресурсов моря мы инвестировали более миллиарда рублей. Экологическая безопасность — основа работы крупного угольного порта, а здоровье людей важнее всего.

Untitled-1_d_850.jpg
https://rg.ru/2017/09/05/reg-dfo/nailuchshie-mirovye-tehnologii-perevalki-uglia-uzhe-primeniaiutsia-v-rossii.html