Пресс-центр

Горячий уголь

24 Марта 2017

РЖД-Партнер

Мировые рынки оттаяли, и это спровоцировало рост погрузки угля. Насколько железнодорожная инфраструктура оказалась готова принять дополнительные грузопотоки?

Угольная лихорадка

Эта номенклатура в текущем году стала одним из драйверов роста общесетевой железнодорожной погрузки. Всплеск был зафиксирован в январе: погрузка угля увеличилась на 9,9% по сравнению с январем 2016-го. Основную прибавку обеспечил экспорт: этот показатель поднялся на 22,1%. Внутренние перевозки подросли незначительно — всего на 0,6%.

Положительная динамика сохранилась и в феврале (+7,9%). Отправлять продукцию за рубеж угольщики хотели гораздо больше, чем в прошлом году. Но желаемые объемы просто перестали успевать вывозить по железной дороге, о чем говорилось на совещании, посвященном взаимодействию угольных предприятий Кузбасса и ОАО «РЖД».

Уточним, что предприятия Кемеровской области добывают около 60% общего объема угля в России.

В ноябре 2016-го остатки угля на складах Кузбасса превысили максимальную емкость прирельсовых складов, поэтому продукцию стали накапливать на промежуточных площадках, что приводило к частичной потере его стоимости, рассказывал тогда и. о. заместителя губернатора Евгений Хлебунов. С учетом сложившейся ситуации в 2017 году регион продолжает наращивать добычу.

Вместе с тем уголь ускоренно грузили на железную дорогу. По этому показателю в январе был зафиксирован прирост 12,3%, что почти вдвое превышало темпы добычи. Таким образом предприятия освобождали свои склады. В итоге остатки на них в январе сократились на 1,4 млн т. В феврале темпы погрузки многие из клиентов намеревались поддерживать на январском уровне, однако фактически она выросла на 9,7%: на подъездных путях у грузоотправителей стали больше тратить времени на очистку путей от снега. Увеличилось также и время на освобождение полувагонов от смерзшихся остатков угля. Притормозили работы на станциях не только отправки, но и выгрузки. Между тем угольщики Кузбасса поставили амбициозную задачу — добыть в 2017 году не менее 230 млн т, отметил Е. Хлебунов. Этот объем они определили в соответствии с планами ввода новых площадок: в частности, начал работу новый разрез на 1,5 млн т угля в год, до конца 2017-го намечено открытие еще двух шахт, откуда ожидается поступление суммарно 4,8 млн т.

Модернизация действующих предприятий тоже создает предпосылки для роста объемов отправки по сети РЖД. Угольщики стремятся к тому, чтобы сроки оборота вагонов на подъездных путях необщего пользования сокращались. Для этого в Кузбассе разработали планы модернизации транспортной инфраструктуры до 2020-го. На эти цели только УК Кузбассразрезуголь» и СУЭК готовы выделить совокупно почти 2 млрд руб. Такой объем инвестиций позволит уже в текущем году отгрузить более 2 млн т угля дополнительно.

Директор по развитию ООО «Управляющая портовая компания» Ирина Ольховская сообщила, что средства в развитие железнодорожной инфраструктуры компания начала вкладывать в 2016 году: были построены две станции. В 2017-м к ним добавят еще ряд погрузочных пунктов. В свою очередь, ОАО «РЖД» в прошлом году направило 2,6 млрд руб. на модернизацию своих путей. В 2017-м на эти цели планируется выделить еще 4,7 млрд руб. Причем в эту сумму входит развитие не только ближних, но и дальних подходов, включая строительство тоннеля на среднесибирском ходу. Сейчас по обходному маршруту для поездов действует ограничение скорости до 40 км/ч. После введения в эксплуатацию тоннеля перевозки угля значительно ускорятся.

Маршруты потяжелели

На Красноярской железной дороге рост погрузки угля зависит от угледобывающих предприятий Красноярского края и Республики Хакасии, отметила министр экономики Хакасии Татьяна Пауль. Общий потенциал добычи каменного угля в республике достигнет в 2017 году 22 млн т, а к 2025-му — 45 млн т. Динамика роста угледобывающей промышленности Хакасии определяется темпами модернизации уже действующих разрезов и разработкой новых месторождений. А это, в свою очередь, требует развития железнодорожной инфраструктуры.

Со своей стороны, КрасЖД продолжила укреплять участок Междуреченск — Тайшет, через который проложены основные угольные маршруты. Благодаря этому пропускная способность абаканского направления должна увеличиться с 25 до 38 пар поездов в сутки. Развивается и промышленный транспорт. Например, прирост погрузки в 2017-м в значительной мере объясняется тем, что в прошлом году была построена ст. Углесборочная для формирования маршрутов с углем.

А до этого АО «Отделение временной эксплуатации» (входит в холдинг En+ Group) ввело в строй пути необщего пользования для стыковки с южным ходом КрасЖД. Проект рассчитан на отправку до 3 млн т угля в год дополнительно. В планах предприятия, по словам генерального директора АО «Отделение временной эксплуатации» Евгения Челтыгмашева, в 2018 году начать строить ст. Камышта-2. «Она будет электрифицирована, чтобы локомотивы РЖД могли забирать с нее готовые составы», — пояснил он. По предварительным расчетам, все это увеличит грузопоток до 9 млн т в год.

Угольщики разработали и другие проекты для вывоза своей продукции. Однако как было сказано на февральском Российском инвестиционном форуме в Сочи, они требуют поддержки государства.

Увеличили добычу угля и в Якутии.

По словам министра промышленности и геологии Республики Саха Андрея Панова, рост погрузки угля обеспечили на Нерюнгринском и Эльгинском разрезах.

По данным управляющего директора ХК «Якутуголь» Игоря Хафизова, из Якутии уголь отправляется на экспорт по двум основным направлениям: на восток — в страны АТР, а на запад — в Польшу. В республике также отмечен рост отправок угля с Инаглинского угольного месторождения в сторону российских морских портов Южного бассейна.

На БАМе модернизация перегонов и разъездов проводится с расчетом на длинносоставные поезда. Недавно здесь восстановили ст. Улагир — именно для того, чтобы пропускать на сеть больше вагонов с углем из Якутии в адрес портов Ванинского узла. Помимо нее, на линии Тында — Новый Ургал появятся еще два разъезда. В результате пропускная способность участка возрастет на 21%.

Безгрейферное ускорение

В январе 2017 года, по данным Ассоциации морских торговых портов, в России перевалка угля увеличилась до 10,2 млн т (+19,7%). В феврале рост продолжился практически во всех портах, но наибольшим спросом пользовались железнодорожные перевозки в адрес терминалов Дальневосточного бассейна.

По словам генерального директора Первой тяжеловесной компании Владимира Сосипаторова, одной из важнейших задач 2017 года является обеспечение вывоза угля из Кузбасса. В ОАО «РЖД» для этого на данном направлении организовали вождение тяжеловесных поездов массой 7100–9000 т, а операторы поставили вагоны повышенной грузоподъемности.

Наращивают свои мощности и стивидоры. Традиционно перевалка угля на экспорт в Дальневосточном бассейне осуществлялась грейферными кранами. Однако теперь их заменяют на вагоноопрокидыватели, работающие зимой вместе с инфракрасными тепляками, с помощью которых размораживают уголь. Такую технологию, например, использует сейчас торговый порт Посьет. По данным управляющего директора порта Анатолия Балакина, это помогло не только повысить производительность труда, но и сократить случаи повреждения вагонов более чем в 30 раз. А на причалах грейферы начинают вытеснять судопогрузочные машины, сокращающие сталийное время флота. Интенсификация погрузки с их помощью позволяет принимать балкеры дедвейтом до 180 тыс. т. «Дальтрансуголь» (порт Ванино) тоже стал отказываться от грейферной обработки вагонов. Это решение связано с желанием стивидоров привлекать на свои причалы для отправки угля более крупные морские суда, а также со стремлением оптимизировать расходы на ремонт поврежденных вагонов, уточнил начальник Дальневосточного управления Госжелдорнадзора Павел Демин. По его словам, по мере внедрения вагоноопрокидывателей здесь уменьшались и повреждения подвижного состава.

АО «Восточный Порт», модернизируя оборудование, заметно увеличило перевалку угля, поступающего по железной дороге. Например, в январе текущего года рост составил 13% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. Причем средняя загрузка вагона доведена до 72,8 т. В этом порту специализированное оборудование запускают поэтапно, а выйти на проектную мощность планируется в 2019—2020 гг.

За образец здесь взят комплекс в Усть-Луге. Его достраивает «Ростерминалуголь». По словам И. Ольховской, в Усть-Луге автоматизация охватывает весь процесс перевалки угля. В январе текущего года погрузка угля на причалах увеличилась на 58%. Этот рост объясняется постепенным наращиванием потенциала комплекса, где в сентябре 2017 года запланировано завершить ввод в строй комплекса Третьей очереди.

Стоит особо отметить: оба угольных комплекса развиваются согласованно с железной дорогой. Причем в путевое хозяйство вкладывают привлеченный капитал. Например, в транспортном узле «Восточный — Находка» к 2020 году частный инвестор обязался построить дополнительные парки приема и отправки вагонов, а затем передать эту инфраструктуру ОАО «РЖД» согласно договору технологического присоединения.

Вместе с тем активный рост экспорта угля создает риски того, что в 2017-м стивидоры столкнутся с конвенциями ОАО «РЖД». А это может обернуться сбоями в перевозках. Потому что в феврале, к примеру, припортовые станции ДВЖД подошли к пределу своей пропускной способности — средняя выгрузка составила 4223 вагона в сутки.

В январе выросли и перевозки через погранпереходы Дальневосточной железной дороги (+22,7% к аналогичному месяцу 2016 г.). Такой скачок спроса на уголь объясняется тем, что в Китае намечено в 2017-м закрыть более 500 старых угольных шахт, говорится в документе на сайте Государственного управления по делам энергетики КНР. Это происходит на фоне массового банкротства поставщиков угольной продукции в США, что увеличило потребление российского сырья в странах АТР, сообщается в материалах Аналитического кредитного рейтингового агентства.

Ажиотаж на вывоз угля за рубеж в начале 2017 года также подстегнуло решение ОАО «РЖД» об увеличении коэффициента к тарифу до 0,4 на перевозку каменного угля на расстояние свыше 3300 и 3500 км вместо действующих коэффициентов 0,32 и 0,333 соответственно. Правда, это решение временное: оно действует до начала применения коэффициента 1,1 к тарифам на железнодорожный экспорт (см. протокол заседания правления ОАО «РЖД» № 46 от 21.12.2016 г.).

Кроме того, в страны ЕС в начале 2017 года уголь вывозили тоже активнее, чем обычно. Причем на Северо-Западе объемы перевозки могли быть существенно выше, однако этому помешали два обстоятельства. Во-первых, «Воркутауголь», как заявил генеральный директор этого предприятия Сергей Лихопуд, так и не смогла оправиться от потерь после аварии на шахте «Северная», доля которой составляла пятую часть от общего объема угледобычи. Сложности испытывали и другие старые шахты. В итоге в январе погрузка угля на Северной железной дороге упала на 39,2%.

Во-вторых, возникли затруднения с перевозками угля в Украину. Напомним, что в 2016-м Украина закупила у российских предприятий 1 млн т угля, в текущем году план был сверстан на 2 млн т, но выполнить его проблематично. «В Мариуполь ранее мы заходили через Донбасс — теперь там закрыли железную дорогу. В Запорожье объявили конвенцию: там вагоны просто не успевали разгружать», — прокомментировал ситуацию президент ХК «Сибирский деловой союз» Михаил Федяев. В таком случае не оставалось ничего другого, кроме как переориентировать поставки угля в сторону России, заметил донецкий политолог Роман Манекин. Логистические цепочки изменились. Но для этого потребовалось время.

Таким образом, перспективы для железнодорожных перевозок угля выглядят достаточно оптимистично, чему способствует как внедрение новых технологий на сети РЖД, так и благоприятная мировая конъюнктура.

Одной из важнейших задач 2017 г. является обеспечение вывоза угля из Кузбасса. В ОАО «РЖД» для этого на данном направлении организовали вождение тяжеловесных поездов массой 7100–9000 т, а операторы поставили вагоны повышенной грузоподъемности.

Угольщики Кузбасса поставили амбициозную задачу — добыть в 2017 г. не менее 230 млн т.