Пресс-центр

Ирина Ольховская: как увеличить доходность без инвестиций

28 Июня 2017

РЖД-Партнер, Санкт-Петербург

Ирина Ольховская, Первый заместитель генерального директора — коммерческий директор ООО «Управляющая компания», исполнительного органа АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь».

Ирина Владимировна, какие актуальные тенденции на рынке железнодорожных перевозок угля Вы могли бы выделить?

— Во-первых, начиная с 2011 года в России устойчиво сокращается объем внутреннего потребления угля и вместе с тем увеличивается экспорт, причем экспортные отправки в некоторые периоды росли активнее, чем снижались объемы отгрузки внутри страны. Так, в 2016 году по сравнению с 2015-м внешние поставки прибавили более 9% при падении внутренних на 5%. Во-вторых, постепенное изменение структуры грузопотоков привело к тому, что по итогам 2016 года объем экспортных перевозок угля в абсолютном исчислении практически сравнялся с уровнем его потребления внутренним рынком до 167 и 165 млн т соответственно.

— В каких направлениях экспортные перевозки угля через морские порты России растут наиболее заметно?

— Тенденция, связанная со смещением основных направлений экспорта российского угля, в период с 2012 по 2016 год стала отчетливо выраженной. Если объемы экспортных перевозок в порты Северо-Запада за это время выросли незначительно — с 53,9 до 56,1 млн т, то в сторону портов Дальнего Востока они увеличились более чем в 1,5 раза — с 45,7 до 77,4 млн т. При этом за 2015- 2016 гг. перевозки в сторону Северо-Запада сократились на 1,9 млн т, а в направлении Дальнего Востока, напротив, выросли на 7,7 млн т. В целом же по итогам прошлого года разница экспортных объемов по этим двум направлениям составила 21,3 млн т. Ситуацию достаточно отчетливо отражает проект, реализуемый УПК на Дальнем Востоке. Так, введение в эксплуатацию Третьей очереди специализированного угольного комплекса АО «Восточный Порт» и развитие железнодорожной станции Находка-Восточная должно обеспечить двукратный рост объема перевозок угля до 39 млн т в год.

— Каким образом выраженный восточный фактор сказался на работе базирующегося в порту Усть-Луга АО «Ростерминалуголь», которым в настоящее время управляет УПК?

— Несмотря на общее сокращение экспорта российского угля в направлении Северо-Запада, объем перевозок в адрес АО «Ростерминалуголь» ежегодно растет и по итогам 2016 года достиг 18,1 млн т. По сравнению с 2012-м увеличение объемов перевалки угля на специализированных мощностях нашего терминала составило 4,3 млн т, что свидетельствует о высокой конкурентоспособности специализированных угольных терминалов в непростых условиях на мировом рынке угля.

— Как Вы оцениваете эффективность грузовой работы на сети РЖД в сегменте отправок угля на дальневосточном направлении?

— Мы считаем, что ОАО «РЖД» достигло беспрецедентных результатов в обеспечении вывоза растущих объемов массовых грузов в направлении портов Дальнего Востока, прежде всего за счет полномасштабной реализации технологий тяжеловесного движения и использования инновационных полувагонов повышенной грузоподъемности. При этом необходимо отметить и наличие большого потенциала для повышения эффективности перевозок массовых грузов, прежде всего угля, что связано с внедрением цифровых технологий по оценке показателей их результативности и выбором на основании полученных результатов полезных для перевозчика направлений. Дело в том, что действующая система согласования планов перевозки РЖД, по сути, невольно поощряет диверсификацию угольных потоков за счет наращивания перевалки в адрес не предназначенных для перевалки угля терминалов.

— Какие меры, по Вашему мнению, могли бы скорректировать создавшуюся ситуацию?

— Полагаю, что в условиях системного увеличения объемов предъявления грузов, перевозимых в направлении Дальнего Востока, и ограниченной пропускной способности сети на этом полигоне необходима выработка новой системы формирования плана перевозок РЖД. Ее целью должен быть выбор наиболее эффективных для перевозчика направлений — таких, где можно достигать наилучших показателей, например, по времени оборота полувагонов. Такая мера гарантированно позволит владельцу инфраструктуры вывезти больше массовых грузов и увеличить доходность перевозок, причем без дополнительных инвестиций.

— Сейчас в России идет Год экологии. Улучшится ли экологическая обстановка Приморья, если перенаправить текущие угольные грузопотоки с не предназначенных для перевалки портов на специализированные и готовы ли они справиться с повышением объемов?

— Безусловно, специализированные порты обладают всем комплексом необходимого высокотехнологичного оборудования для работы по международным экологическим стандартам. Это и мощные установки пылеподавления, и системы автоматического орошения угольных складов, очистки воздуха от угольной пыли, и новейшие очистные сооружения, и, конечно, оборудование для непрерывного экологического мониторинга. Поэтому можно утверждать, что перенаправление грузопотоков с не предназначенных для перевалки угля портов на специализированные существенно улучшит экологическую обстановку в Приморье. На вопрос о готовности мощностей можно с уверенностью сказать: порты готовы к росту грузопотока и располагают большими неиспользованными резервами для наращивания объемов перевалки, причем без масштабных инвестиций.

KMO_121703_02945_1_t222_185412.jpg