Пресс-центр

Легко опрокинуть вагон

25 Июля 2017

Российская Газета

Оптимизация оборудования и логистики сделала «Ростерминалуголь» рекордсменом среди портовых терминалов

Чтобы погрузить пришедший из Кузбасса уголь из вагона на судно заказчика из Европы, нужно сделать множество сложных шагов. Каменный уголь — непростой продукт и требует бережного обращения и постоянного внимания. На специализированном угольном терминале порта Усть-Луга справляются со сложными задачами так, что потребитель ни разу не усомнился в качестве угля, а показатели работы растут и бьют рекорды. Корреспондент «РГ» увидела, как современные технологии работают на самом передовом угольном терминале страны, входящем в состав портового угольного холдинга ООО «Управляющая портовая компания», где автоматизация труда доходит до 100 процентов.

— Отойдите подальше и внимательно смотрите по сторонам — все работает автоматически, — говорит начальник службы коммерческой и складской работы АО «Ростерминалуголь» Игорь Дейчев. — Люди на территории только контролируют работу техники.

Не зря здесь выдают каски и яркие жилеты — маленький человек незаметен рядом с огромными машинами, которые работают словно сами по себе. Мы стоим в центре территории, и перед нами — гордость терминала — тандемные вагоноопрокидыватели. Гигантские механизмы, занимающие отдельное здание, поражают с первого взгляда. Мигают сигнальные лампы и громко гудит предупредительный сигнал: будь осторожен, вагоны подходят! Внутрь ротора вагоноопорокидывателя по рельсам медленно заезжают два 75-тонных вагона с углем . Не успеешь оглянуться, как машина уже опрокинула их на 160 градусов и поставила обратно. Один за другим вагоны переворачивают, как спичечные коробки, и, если подняться на пару ступенек на площадку, сверху видно, как угольные горы с шумом ссыпаются в бункер. При этом пыль улавливает огромный промышленный пылесос — аспирационная установка. Из бункера уголь по конвейеру отправляется на склад или на судно.

Вагоноопрокидыватель — революция в разгрузке вагонов, вместо долгой работы грейферными ковшами, которые часто повреждали вагоны, теперь можно одновременно опрокинуть два вагона (150 тонн) и высыпать все содержимое быстрее чем за три минуты.

Пока завороженно смотришь, как отъезжают порожние вагоны, другое техническое решение уже тут как тут. Трансбордер бесшумно переставляет вагоны на соседние пути — к порожнему составу. Такую систему на терминале применили впервые в России.

Когда идешь по территории предприятия, только и смотришь по сторонам с удивлением. Вот реклаймер забирает из штабеля уголь нужной марки, который по системе конвейеров попадает с помощью судопогрузочной машины прямо в трюм пришвартованного судна. А с другой стороны — сами склады, где водяные пушки орошают огромные штабеля угля как газон в саду. Оказалось — необходимость, с углем иначе нельзя.

— Уголь пылит, и эту пыль надо подавлять, — продолжает Дейчев. — Для этого у нас работают более 20 разных установок, пылеуловители, пылесосы, 48 водяных пушек орошают штабеля в сухую погоду, а зимой работают снеговые пушки.

Уголь в порту не только поливают, но и мониторят датчиками, очищают магнитами и даже... размораживают. Зимой уголь часто смерзается в дороге, и, чтобы он оттаял, вагоны подогревают в специальных установках. Мощными магнитами из угля при транспортировке — из вагона на склад или из вагона на судно, вылавливают металлические включения, которые ухудшают его качество.

Доходим, наконец, до «мозга» предприятия — центра управления терминалом и всеми его супермашинами. За окнами — вид на угольные штабеля, но самое главное — на мониторах.

— Перед нами весь терминал как на ладони, — говорит оператор ЦПУ Александр Байдаков, указывая на главный монитор на стене. — На экране все условно — квадраты, точки, цифры, но профессионалу понятна вся картина. Два прямоугольника внизу — это два балкера у причалов, квадраты — штабеля с углем. Хотите, включим вон ту водяную пушку?

Нажатие кнопки — и через секунду за окном взмывает струя воды и направляется на ближайший штабель.

— А на этих мониторах мы отслеживаем температуру угля, — добавляет оператор.

Уголь склонен к самовозгоранию из-за окисления, поэтому ему нельзя давать нагреваться, и «Ростерминалуголь» первым в России установил тепловизоры по периметру складов. Техника непрерывно следит за температурой штабелей, передавая картинку в инфракрасном спектре в центр управления.

Уголь из Усть-Луги отправляется в Западную Европу, Израиль, Марокко, Турцию, Малайзию и Латинскую Америку .

Кстати

Модернизация оборудования, создание оптимальной логистики и новые IT-решения помогли угольному терминалу в этом году побить все возможные рекорды. Предприятие показало рост на 43 процента только за полгода, отгрузив на экспорт рекордные 11,3 миллиона тонн. В прошлом году АО «Ростерминалуголь», крупнейший на Северо-Западе России специализированный угольный терминал с закрытой перевалкой угля, входящий в состав портового угольного холдинга ООО «Управляющая портовая компания», достигло максимального показателя грузо-оборота за всю историю, перевалив 18,1 миллиона тонн, а за последние 5 лет на экспорт на терминале отгрузили 80 миллионов тонн угля, поставив абсолютный рекорд среди портов Северо-Запада России.

Отметим, что в июне терминал принял самое крупное судно в своей истории — балкер Navios Pollux класса Capesize, куда погрузили рекордную партию энергетического угля — более 128 тысяч тонн. В мае же за 12-часовую смену здесь добились максимальной выгрузки угля — 647 вагонов, а за сутки — 1259.

ekskavator_ugol_ps_rosterminalugol_1000_d_850.jpg
На терминале все работает автоматически, люди только контролируют работу техники.
Фото: Пресс-служба АО «Ростерминалуголь»

https://rg.ru/2017/07/25/reg-szfo/kak-rabotaet-sovremennyj-portovyj-terminal.html