Пресс-центр

Опыт успешного партнёрства

2 Августа 2017

Гудок

Треть российского морского экспорта угля идёт через терминалы «Управляющей портовой компании»

— Уважаемая Ирина Владимировна! Как строится взаимодействие вашей компании с ОАО «РЖД» с целью освоения перспективных грузопотоков? Не возникнет ли узких мест на подходах к портам и в самих портах?

— Наше взаимодействие с железной дорогой строится, как говорит президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров, на максимальной открытости. Это самый главный принцип, который и позволяет нам эффективно взаимодействовать. Для этого создаётся рабочая группа, которая действует в рамках соглашения между «Восточным Портом» и «Российскими железными дорогами». Такое соглашение было подписано в прошлом году в ходе проведения Восточного экономического форума. Рабочая группа создана нами под председательством Павла Иванова, который возглавляет Центральную дирекцию управления движением. Соответственно, мы можем максимально оперативно планировать отгрузку в адрес терминалов «Ростерминалугля», «Восточного Порта» и обеспечивать подвод грузов. В чём нам очень помогает, например, строительство таких станций, как Лужская? Дело в том, что именно сейчас, с максимальным развитием на станции Лужская цифровых технологий, впервые на российских железных дорогах стало возможно не просто планировать подход грузов, но и подбирать груз по маркам угля в зависимости от подвода судов, в зависимости от склада. Отсюда и результаты, которых нам удалось достичь в этом году, — это рост объёмов перевозки в адрес «Ростерминалугля» практически на 4 млн тонн по итогам первого полугодия 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Такой беспрецедентный результат стал возможным только благодаря высокому уровню взаимодействия с новым руководством ЦФТО ОАО «РЖД». Для сохранения и обеспечения роста погрузки в непростых условиях руководство ЦФТО заранее обсудило с нами графики запланированных ремонтных работ по Восточному полигону, что позволило своевременно реализовать мероприятия по увеличению погрузки угля в направлении специализированного порта АО «Ростерминалуголь».

— Уголь сегодня — самый востребованный товар на рынках многих стран. Перевозки его растут, особенно в направлении дальневосточных терминалов. Скоро угольный поток увеличится и с месторождения Южной Якутии. Смогут ли обеспечить его перевалку российские порты? Где будут введены новые терминалы и оборудование?

— Да, уголь сейчас действительно востребованный груз, правда, он всегда был востребованным грузом. Ведь это прежде всего массовая погрузка, и этим она привлекательна для «Российских железных дорог». Стоит отметить, что за последние годы российским угольщикам удалось сохранить долю на мировом рынке — это на текущий момент 12% всего мирового рынка угля. Российские угольщики обеспечивают ввод новых месторождений, на данный момент основным добывающим угольным регионом Российской Федерации является Кузбасс. Что касается портовых мощностей, то на северо-западе их достаточно, я уже упоминала о том, что «Ростерминалуголь» дает прирост практически на 4 млн тонн. Есть определённая нехватка портовых мощностей на юге России для обеспечения спроса перспективных рынков Турции, Египта и Марокко. Тут нужны определенные государственные решения по рассматриваемому сейчас проекту «Тамань».

На Дальнем Востоке идет очень серьёзное строительство ряда терминалов. Из них в самой высокой стадии готовности находится Третья очередь «Восточного Порта». Мы начали её строительство в 2012 году, и у нас есть полная уверенность, что именно «Восточный Порт» и ему подобные полигоны Дальнего Востока полностью обеспечат тот спрос, который сейчас предъявляют российские угольные компании для поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

— Один из самых крупных активов — «Восточный Порт». Что позволило за эти годы в полтора раза увеличить его грузооборот и какова роль в этом РЖД?

— Да, конечно, «Восточный Порт» является лидером среди стивидорных компаний Российской Федерации и демонстрирует серьёзные успехи в этом году. Нам удалось достичь этого прежде всего за счёт модернизации оборудования, установки ветрозащитных сооружений. Это позволило нам увеличить выгрузку в самый сложный период для угольных перевозок — в зимнее время. Система ветрозащиты позволяет сохранить температуру разогретого перед выгрузкой угля в зимний период и предотвратить его выдувание из вагонов мощными сезонными ветрами в Приморье. Поэтому за первое полугодие мы показали рост перевалки в «Восточном Порту», но останавливаться на этом не будем. Сейчас проводится ряд мероприятий по автоматизации работы со станцией Находка-Восточная для ускорения оборотов полувагонов. Это обеспечит, соответственно, улучшение показателей по железной дороге, что важно нашим грузоотправителям для наращивания объёмов экспорта.

— В своё время головной болью для всех было повреждение вагонов при разгрузке. Решена ли сегодня эта проблема?

— Головная боль с повреждением вагонов, конечно, осталась. Тут необходимо отметить, что за последнее время в связи с большим спросом грузоотправителей на перевалку в страны Азиатско-Тихоокеанского региона на Дальнем Востоке появляется очень большое число терминалов, которые по своей сути не предназначены для перевалки угля. Идёт просто массовое перепрофилирование, оно началось ещё в 2015 и 2016 годах, а сейчас мы наблюдаем такой вал, в том числе с образованием сухих портов. А вот там, конечно, очень серьёзный процент повреждения вагонов, потому что используется крановая техника, грейфера. «Восточный Порт» — специализированный порт с закрытой перевалкой вагоноопрокидывателями, здесь очень бережно относятся к вагонам. У нас установились конструктивные и взаимовыгодные отношения с Первой тяжеловесной компанией, инновационный вагон — новый, к нему надо относиться бережно, чтобы было минимальное количество ремонтов. Правда, действительно жалко, хороший, красивый вагон. Поэтому и «Ростерминалуголь», и «Восточный Порт» у нас не создают головной боли с поломкой вагонов при выгрузке, в зимний период мы очень бережно относимся к вагонам. Мы сначала размораживаем груз, потом осуществляем обработку угля специальной бурорыхлительной техникой для того, чтобы бережно выгрузить уголь. И только потом вагон подаётся на вагоноопрокидыватель, а там уже с ним ничего не случится.

— В прошлом году вы увеличили активы компании за счёт морского угольного порта «Ростерминалуголь» на западе страны. Что это дало? В прошлом году там был установлен рекорд выгрузки — 1021 вагон за сутки. Побил ли его кто-нибудь? И что, на ваш взгляд, можно сделать вместе с ОАО «РЖД», чтобы ускорить перевалку угля?

— Да, я уже упоминала о том, как мы развиваем «Ростерминалуголь», и этот год, мы считаем, будет рекордным. Это связано с нашим плотным и очень эффективным взаимодействием с Центром фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», который поверил в то, что терминал может переваливать больше. Взаимодействие, которое мы выстроили со станцией Лужская, с Октябрьской железной дорогой, позволило за последние два месяца увеличить мощность самого терминала за счёт правильно организованной логистики. Этот рекорд в 1021 вагон остался в прошлом, а наш последний рекорд — 1259 вагонов. Это очень серьёзный рост. Конечно, мы не будем на этом останавливаться, есть определённые программы на перспективу. Прежде всего нам в этом помогают отсутствие каких-либо инфраструктурных ограничений на северо-западном направлении и очень грамотная работа Октябрьской железной дороги. Автоматизация станции Лужская позволила нам в условиях, когда объём поставки угля в массе на северо-запад сокращается, наращивать объём перевалки на «Ростерминалуголь». Это стало возможным потому, что в этой ситуации специализированные терминалы более конкурентоспособны по сравнению с остальными.

— Через год «Управляющая портовая компания» отметит своё десятилетие. Какие планы реализованы и какие цели ещё впереди?

— Правда, скоро юбилей. Через год «Управляющая портовая компания» готовится отметить своё десятилетие. Достигнуто было очень многое, а планы прежде всего связаны с вводом в строй Третьей очереди «Восточного Порта». Она позволит увеличить объём совокупной перевалки «Восточного Порта» до 39–40 млн тонн угля. Но даже на последнем этапе необходимо провести очень большую работу, и в этом отношении нам очень помогают «Российские железные дороги», и даже Олег Валентинович сам уделяет внимание этим вопросам. Сейчас идёт активная стадия строительства парков, общая стоимость которых составляет 5 млрд руб., они и должны обеспечить всю работу по подводу гружёного подвижного состава к «Восточному Порту». Необходимо реализовать ряд мероприятий по автоматизации станции Находка-Восточная. Мы планируем данную работу провести совместно с «Российскими железными дорогами» для того, чтобы иметь чёткий план по улучшению работы станции.

— Ирина Владимировна, а как получилось, что «Управляющая портовая компания» стала издателем книги-альбома о природе Приморского края?

— Мы действительно загорелись этой идеей. Во-первых, нынешний год особенный — Год экологии. Во-вторых, этим действительно приятно заниматься. Приморский край — он благодатный для этой темы, здесь прекрасная природа, мы на протяжении многих лет бережно к ней относимся. Например, АО «Восточный Порт» принимает участие в экологических мероприятиях по программе восполнения биоресурсов Японского моря. Уже было выпущено в морскую акваторию более 10 млн специально выращенных мальков рыб. Мы пополняем популяцию ламинарии и гребешков, совместно с экологическими институтами специально выращиваем этих малышей, потом их выпускаем в море. А идея книги возникла прежде всего потому, что сотрудники «Управляющей портовой компании» и «Восточного Порта» — люди очень творческие, среди них очень много тех, кто увлекается фотографией, благо для этого красот предостаточно. Когда мы посмотрели, сколько таких фотографий, оценили масштаб коллекций красивых видов природы, возникла идея — в Год экологии выпустить книгу о Приморье.

IRINA_PORT31711.jpg
http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1381920