Пресс-центр

От роста перевозок – к увеличению доходности

28 Июня 2017

РЖД-Партнер

На протяжении большей части 2016 года на рынке железнодорожных перевозок царила неопределенность. Однако с начала 2017 года эксперты стали отмечать не только стабильный рост объема перевозок, но и говорить о возможном увеличении доходов ОАО «РЖД».

Хороший старт

Исходя из складывающейся экономической конъюнктуры, бюджетный комитет ОАО «РЖД» одобрил предложения по корректировке финансового плана и инвестиционной программы компании на 2017 год. Вопреки прошлогодним расчетам, перевозчик ожидает увеличения собственных доходов на 3% за счет роста объёма перевозок и грузооборота. По словам руководителя департамента экономики ОАО «РЖД» Ирины Костенец, дополнительные доходы холдинг планирует направить на ремонтные мероприятия. «В компании приняли решение направить дополнительные доходы, которые будут получены от увеличения объёмов перевозок, на капитальный ремонт локомотивов и инфраструктуры. Общее увеличение расходов на проведение работ по капитальному ремонту пути и локомотивов составит почти 25 млрд руб. Это позволит сбалансировать деятельность локомотивного и инфраструктурного комплексов, а именно: обеспечить содержание необходимого парка локомотивов и снизить количество километров пути со сверхнормативным пропущенным тоннажем», — сообщила И. Костенец.

В целом же погрузка в 2017 году теперь оценивается в 1,254 млрд т, что на 2,8% выше первоначального плана, утверждённого советом директоров в декабре 2016-го. Рост на 4,6% (3,122 трлн ткм) к первоначальному плану прогнозируется и по грузообороту с учетом пробега собственных вагонов в порожнем состоянии. В результате увеличения объёмов перевозок доходы компании от них возрастут на 3%, или почти на 43 млрд руб. Также почти на 2 млрд руб. увеличатся доходы от прочих видов деятельности.

О возможных успехах можно было смело говорить еще в январе 2017 года, когда сетевая погрузка РЖД достигла своего рекордного значения и составила 100,1 млн т, что было на 6,7% выше аналогичного прошлогоднего показателя. Способствовали такому взлету существенно выросшая погрузка таких номенклатур, как черные металлы, строительные грузы и уголь. Объемы погрузки угля возросли благодаря внедренным со стороны РЖД новым технологиям перевозки, ежедневному совместному с грузовладельцами планированию погрузки, а также налаживанию системной работы логистических центров. Кроме того, свою роль сыграла стимуляция грузоотправителей.

«Можно сказать, что сейчас РЖД является компанией, объединяющей всех: и грузоотправителей, и операторов, и порты. То есть перевозочный процесс осуществляется как единая система, что повышает оперативность принятия решений, эффективность и результативность»,- считает заместитель генерального директора, коммерческий директор ООО «Управляющая портовая компания» Ирина Ольховская.

За первые пять месяцев 2017 года рост погрузки в годовой динамике продемонстрировали большинство перевозимых по железной дороге номенклатур. По данным ОАО «РЖД», к 31 мая общий объем погрузки на сети составил 516 млн т, что на 3,8% выше аналогичного показателя 2016 г. В частности, погрузка нефти и нефтепродуктов достигла 99,8 млн т (+1,3% по сравнению с 2017 г.), химических и минеральных удобрений — 23,7 млн т (+7%), лома черных металлов — 5,6 млн т (+7,4%), лесных грузов — 19,1 млн т (+4,3%), зерна — 8,1 млн т (+6,2%), каменного угля — 149,3 млн т (+9,4%), а также промышленного сырья и формовочных материалов — 14,5 млн т (+14,3%)

Кроме того с начала 2017 г. отмечается существенное сокращение времени оборота вагонов — к середине июня оно составило 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По словам генерального директора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, это стало совместной заслугой перевозчика и грузовладельцев.

«Наибольший вклад в положительную динамику оборота вагона внесли грузовладельцы, которые обеспечили сокращение времени нахождения под грузовыми», — отмечает Павел Иванкин.

«Заслуга ОАО «РЖД» в том, что наибольшее сокращение наблюдалось во времени простоя вагона на станциях — технических (-7,1% до 4,7 суток) и промежуточных (-6,2% до 0,4 суток), — подчеркивает роль перевозчика руководитель проектов ООО «Морстройтехнология» Софья Каткова. — При этом также следует иметь в виду, что среднее время простоя под грузовыми операциями сократилось на 5,2% до 8,3 суток. И это уже результат повышения эффективности использования инфраструктуры необщего пользования промышленных предприятий», — уверена Софья Каткова.

По ее словам, дальнейшему увеличению оборота вагонов будет способствовать активное развитие цифровизации на железнодорожной сети.

Ускоренная инновация

Очень важную роль на сети стали играть инновационные полувагоны. Их парк вырос, и по состоянию на 1 июня составил почти 70 тысяч единиц или 14,3% от всех полувагонов. По информации начальника Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) Михаила Сапетова, с 1 июля планируется установление 636 увеличенных до 6000 км гарантийных плеч для инновационных вагонов. Это позволит сократить оборот на двое суток для всех инновационных вагонов при перевозке на основных экспортных направлениях.

Растущие контейнеры

Положительную динамику как на внутреннем, так и внешнем направлениях, в 2017 г. показали и контейнерные доставки РЖД. За последние 5 лет объем таких перевозок в принципе вырос на 28%, а в 2016 году и вовсе оказался рекордным — по сети было перевезено 3266 тыс. TEU.

«В первые месяцы 2017-го тенденция сохранилась, в результате чего по итогам года можно ожидать продолжения роста международных перевозок грузов в контейнерах», — прогнозирует эксперт аналитического центра при правительстве РФ Дмитрий Черненок.

И действительно, по данным самого холдинга, перевозка контейнеров по сети в 1 квартале 2017 году выросла на 21,5% (до 886,3 тыс TEU) относительно аналогичного периода 2016 г. В частности, только за первые два месяца перевозки химических и минеральных удобрений в груженых контейнерах выросли в 3,5 раза (до 10,4 тыс TEU), лома черного металла — в 2,3 раза, а автомобилей — в 1,6 раза. Увеличение объемов было характерно и для других номенклатур: лесные грузы (37%), промышленные товары (42%), метизы (43%). Добиться таких показателей контейнерным железнодорожным перевозкам удалось благодаря их стоимости, уверен председатель НП ОЖдПС Андрей Соболев.

«Контейнерные поезда выгодны для любого груза. Стоимость доставки воспринимается при этом как дополнительное достоинство. Они будут востребованы всеми клиентами, пока будут позволять экономить на стоимости доставки», — резюмирует эксперт.

Отметим, что растут не только объемы погрузки в контейнерных поездах, но и их маршрутная скорость. По данным ОАО «РЖД» она ежегодно увеличивается в среднем на 15 км/сут.

Можно строить планы

Пока объемы погрузок растут, «просроченные» километры снижаются — в этом году на 1 тыс, до 24 тыс. км пути. Для проведения ремонта РЖД будет выбирать именно те участки, на которые приходится самое интенсивное движение. Таких сейчас насчитывается 10 тыс. км и, по расчетам компании, именно их ремонт даст хороший экономический эффект в плане увеличения скорости движения и пропускной способности сети.

Кроме того, холдинг собирается расширять свою инвестиционную программу до 510 млрд руб., в том числе и за счет привлечения внешних источников. Это при том, что в начале года её объём планировался на уровне 470 млрд руб.

Дополнительные средства, в частности, необходимы РЖД для развития такого проекта как Московский транспортный узел (о намерении увеличить финансирование заявляет правительство Москвы), а также для введения этой осенью в эксплуатацию участка Журавка — Миллерово. Данный обход планируют сдать на год раньше срока, поэтому дополнительные средства для расчёта со строителями потребуются холдингу уже в этом году.

Приоритет — в скорости

Учитывая растущие объемы перевозок, на первый план для ОАО «РЖД» сейчас выходит проблема увеличения их скорости. Как полагает Павел Иванкин, именно этого требуют от компании грузоотправители.

«Учитывая, что программы модернизации Восточного полигона и подходов к портам Азово-Черноморского бассейна в компании есть. И они в полной мере реализуются. Мне кажется, что целесообразно направить дополнительные средства на подходы к портам Северо-Запада и развитие Московского транспортного узла», — считает Павел Иванкин.

По словам эксперта, развитие локомотивного парка для перевозчика сейчас является второй по значимости задачей.

С коллегой согласен и руководитель отдела логистики ООО «ВР Логистик» Алексей Долматов.

«В условиях, которые рынок диктует сегодня, на первый план выходит уменьшение транзитного времени доставки, как результат — высокая оборачиваемость грузов и финансовых потоков. А появление новых маршрутов и расширение географии доставки позволяет увеличить товарную номенклатуру, перевозимую в контейнерах», — резюмирует эксперт.

Отметим, что скорость контейнерных доставок по сети РЖД по итогам 2016 года выросла на 15 км/сут и составила 1145 км/сут.

Говоря о перспективах 2017 года, большинство экспертов сходятся во мнении, что положительная динамика железнодорожной грузовой работы будет сохраняться.

14.jpg
http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/ot-rosta-perevozok-k-uvelicheniyu-dokhodnosti/