Пресс-центр

Порт приёма информации

31 Октября 2017

Гудок

Цифровые технологии помогают наращивать объёмы перевалки грузов

Понятия «умный» дом, «умный» вокзал уже стали для нас привычными. А скоро появятся и «умные» порты. Курс на новые технологии заложен и в «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», которая уже реализуется.

Первыми перешли на цифровые технологии специализированные порты. Там все технологические цепочки приёма и перевалки груза уже работают на основе автоматизированных систем управления. Как это действует, можно проследить на примере двух угольных портов, находящихся в разных концах страны, — это «Ростерминалуголь» в порту Усть-Луга на Балтике и «Восточный Порт» в Находке.

Порт Восточный начал принимать грузы в 1974 году. Этот крупнейший специализированный угольный порт страны обеспечивает треть всего объёма перевалки экспортного угля на Дальнем Востоке и пятую часть объёма перевалки угля всех российских портов. Самый крупный грузополучатель угля — Южная Корея, куда направляется более 40% этого груза. На втором месте Япония — 26% и на третьем — Китай, куда отправляется 11% угля.

Объёмы перевалки с каждым годом растут. И сегодня в «Восточном Порту» строится уже Третья очередь специализированного угольного терминала. Увеличение портовых мощностей синхронизировано с сооружением дополнительных железнодорожных путей на станции Находка-Восточная.

«Восточный Порт» является и одной из самых высокотехнологичных стивидорных компаний на Дальнем Востоке. «Ростерминалуголь» в порту Усть-Луга стал самым большим специализированным угольным терминалом не только на Балтике, но и на всей европейской части России. Через него идёт отгрузка более трети всего объёма угля, добытого в Кузбассе. Порт, расположенный в Лужской губе Финского залива, начал принимать грузы в 2001 году, а сегодня является рекордсменом по грузообороту. План этого года: перевалка до 23,5 млн тонн угля. Его ждут в странах Европы, Ближнего Востока и Латинской Америки.

Информационная система порта начинает анализ грузов ещё до подхода гружёных составов. Это позволяет подобрать уголь заказанной клиентом марки и в соответствии с тем, какая партия формируется, подавать его на перевалку.

Выгрузка вагонов производится с помощью двух параллельно расположенных тандемных вагоноопрокидывателей. Одновременно в них разгружается четыре вагона общей грузоподъёмностью 300 тонн. За сутки «Ростерминалуголь» выгружает 1260 вагонов и 94,5 тыс. тонн угля. После этого уголь по конвейерным линиям отправляется на склад, где складируется с помощью специальных машин — стакеров. Потом другие специальные машины, реклаймеры, по команде операторов диспетчерского центра выбирают уголь из штабелей и отправляют его на финальную операцию — к судопогрузочным машинам для отправки в трюмы судна. Часто судно грузится по прямому способу — из вагоноопрокидывателей сразу на судопогрузочную машину, минуя склад. В этом случае партия вагонов с определёнными марками угля для разгрузки формируется заранее, ещё на станции Лужская.

Отсюда один шаг к тому, что мы называем «интеллектуальным» портом. Это происходит в результате роботизации портовой инфраструктуры на основе информационно-управляющих и интеллектуальных систем. «Умные» порты взаимодействуют с информационными системами морских судов и с торговыми порталами по принципу одного окна. Уже сегодня несложно представить, как в формате электронной торговой площадки клиент — например, металлургическая компания — выбирает в меню марку углей, объёмы и сроки поставки. Нажатием кнопки «Оплатить» запускаются процессы фрахта и выхода судна в рейс, электронное таможенное, пограничное и коммерческое оформление документов. Опознав судно по навигационным датчикам, «умный» порт обеспечивает его швартовку и погрузку заготовленной партии груза. При сквозных цифровых технологиях морских линий, порта и железной дороги создаётся новая логистика доставки грузов.

Мнение специалиста

Инесса Покровская, руководитель пресс-службы холдинга «Управляющая портовая компания»

20171031__3_1.jpg

В прошлом году грузооборот АО «Ростерминалуголь» увеличился на 3,4% и превысил рекордный показатель в 18 млн тонн, что составило более 60% перевалки угля в портах Балтийского бассейна России. А в сентябре 2017 года терминал отгрузил 140 млн тонн угля с момента пуска в эксплуатацию. Только за последние пять лет на экспорт «Ростерминалуголь» отправил 100 млн тонн угля — это абсолютный рекорд среди портов европейской части России.

В современных условиях дальнейший рост грузооборота, планируемый стивидорными компаниями, возможен только за счёт внедрения современных IT-решений и применения цифровых технологий в перевалке угля. Процесс подачи, разгрузки и отправки вагонов на нашем терминале «Ростерминалуголь» автоматически синхронизирован с процессами на железнодорожной станции Лужская. Взаимодействие ведётся в режиме АСУ терминала — АСУ станции без использования бумажного документооборота.

Вагоны встают под разгрузку на угольном терминале и возвращаются на станцию с точностью пассажирских поездов. При средней выгрузке 1200 вагонов в сутки на обработку одной единицы подвижного состава «Ростерминалуголь» тратит всего одну минуту! Такие скорости без цифровизации процессов перевалки недостижимы.

Специализированное оборудование и пересыпные станции на терминале позволяют вести погрузку судов, в том числе по прямому варианту — из вагона прямо на борт судна, минуя склад. В свою очередь увеличение производительности технологической цепочки, а также использование более рациональных маршрутов выгрузки угля способствуют экономии электроэнергии.

Автоматизация процессов в порту достигает 98%. Диспетчер контролирует работу систем из пункта управления, а для информирования участников логистического процесса используется разработанное по нашему заказу мобильное приложение. Оно позволяет отслеживать движение груза и все производственные процессы в режиме реального времени.

В 2017 году на терминале «Ростерминалуголь» наряду с постоянным развитием IT-систем и оптимизацией технологических процессов внедрены дополнительные современные методы экологической безопасности — установлены тепловизоры на угольном складе, введены в строй новые очистные сооружения сточных и ливневых вод с технологией нанофлотации, для экологического мониторинга дополнительно используются беспилотники.

Наращивание грузооборота остаётся одной из основных целей стивидорной компании при одновременном повышении качества предоставляемых услуг. Три очереди порта обеспечивают полный цикл перевалки грузов, включая автоматическую выгрузку, магнитную очистку, складирование и погрузку угля на морские суда, включая балкеры типа panamax и capesize с параллельным оформлением таможенных и перевозочных документов. Наши специализированные угольные порты применяют наилучшие доступные технологии (НДТ) перевалки угля, существующие в мире. В АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь» используется крытое оборудование: вагоноопрокидыватели, вагоноразмораживатели, системы ветрозащиты, транспортные конвейеры, стакеры-реклаймеры, судопогрузочные машины, трансбордеры, крытые пересыпные станции. Кроме того, в качестве дополнительных мер защиты окружающей среды используются аспирационные системы, системы «сухого тумана», водного орошения, снегогенераторы, системы водной очистки, тепловизоры, беспилотники. Важной особенностью работы холдинга является постоянное внедрение НДТ для повышения экологической безопасности, а также использование импортозамещающих технологий и собственных разработок.

UTK_0742.jpg
http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1391784