Пресс-центр

Совет не пригодился

18 Января 2017

Гудок, Москва

Правительство решило умножать структуры управления железнодорожным транспортом. На совещании по вопросам развития железнодорожного транспорта, которое состоялось у вице-премьера Аркадия Дворковича 26 декабря 2016 года, решено отложить создание Совета рынка транспортных услуг с регулирующими полномочиями. Вывоз грузов с Восточного полигона будет обеспечен за счет частных средств.

С инициативой создания Совета рынка транспортных услуг по аналогии с тем, что действует в электроэнергетической сфере, летом этого года выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а самим проектом занимался Минтранс. Он предполагал создание пяти палат по профилю деятельности (подвижной состав, инфраструктура, регулирование, грузовладельцы, логистика), а также встроенную электронную площадку по торговле услугами подвижного состава. Предполагалось, что эта организация будет существовать за счет взносов ее членов. Осенью, впрочем, из концепции была исключена эта электронная площадка из-за непроработанности вопроса ответственности участников в случае непредставления подвижного состава в срок. А в конце декабря был отложен на неопределенный срок и сам вопрос о создании Совета.

Как пояснил "Гудку" начальник отдела организации структурных реформ Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Дмитрий Преображенский, это было сделано после доклада министра Открытого правительства Михаила Абызова.

"Как сообщил Михаил Абызов, на железнодорожном транспорте в данный момент функционирует достаточное количество отраслевых экспертных организаций, которые обеспечивают его работу, ─ говорит Дмитрий Преображенский. ─ Сама идея создания Совета не отброшена, однако по результатам заседания было принято решение поручить Минтрансу и Открытому правительству совместно с другими профильными ведомствами представить в правительство доклад о целесообразности формирования такой организации в увязке с уже существующими правительственными координационными органами".

Сейчас фактически в каждом сегменте рынка, кроме инфраструктуры, существует как минимум одна профессиональная организация, которая объединяет участников рынка, а также Совет потребителей услуг ОАО "РЖД", который, в свою очередь, осуществляет координацию действий между сегментами. Существует и несколько частных электронных площадок по предоставлению подвижного состава, а также электронная площадка ОАО "РЖД". Над всем этим есть целый ряд государственных структур, которые обеспечивают законодательную деятельность.

Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук полагает, что рынок железнодорожных перевозок и его регулирование имеет специфику, не позволяющую применять к нему подходы с рынка электроэнергии, да в этом и нет необходимости.

"На железнодорожном транспорте в основном сохраняется технологическое единство производственного процесса всех участников перевозок, а также единая диспетчеризация. Соответственно, отсутствует насущная необходимость создания организации, заменяющей собой технологическое регулирование в отрасли, ─ указывает эксперт. ─ Идея создания СРО на железнодорожном транспорте по аналогии с НП "Совет рынка" не имеет аналогов в мировой практике и уникальна для мирового железнодорожного сообщества. На этом фоне целесообразность ее создания не подтверждена расчетами и оценками для условий России".

Среди других важных решений совещания поручение Минтрансу использовать механизм концессии для проекта железнодорожного узла Восточный-Находка.

Как говорится в протоколе, ОАО "РЖД" и Совету потребителей услуг ОАО "РЖД" дано поручение внести изменения в схему развития этого транспортного узла с тем, чтобы к 2019 году он обеспечивал перевалку 39 млн тонн угля в год.

Как пояснила "Гудку" член Совета потребителей услуг ОАО "РЖД" и заместитель генерального директора ООО "Управляющая портовая компания" Ирина Ольховская (компания управляет АО "Порт Восточный"), на совещании у Аркадия Дворковича было принято решение переставить акценты в плане развития этого железнодорожного узла.

"Частный инвестор "Стройновация" сильно запаздывает с развитием железнодорожных подходов к угольному терминалу "Север", и поэтому акцент сейчас сделан на развитие третьей очереди угольного комплекса АО "Восточный порт", которая и должна выйти к 2019 году на перевалку 39 млн тонн угля, заменив "Север" в генеральной схеме, ─ говорит Ирина Ольховская. ─ С выделением государственных денег сложилась напряженная ситуация, а третья очередь не требует бюджетных средств. Для этого и нужен механизм концессии. БАМ и Транссиб к 2019 году в любом случае необходимо обеспечить грузовой базой".

В начале сентября 2016 года на Восточном экономическом форуме ОАО "РЖД" и АО "Восточный Порт" подписали соглашение по совершенствованию технологии железнодорожных перевозок угля. Это и позволит в ближайшей перспективе выйти на объем перевозок в 39 млн тонн, увеличив экспорт топлива на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.