Пресс-центр

Угольный путь на Восток

25 Августа 2017

Гудок, Дальневосточная магистраль

Третья очередь специализированного угольного терминала «Восточного Порта» с закрытой перевалкой угля расширит возможности экспортного направления

Крупнейший в России портовый угольный холдинг ООО «Управляющая портовая компания» и входящее в его состав АО «Восточный Порт», резидент Свободного порта Владивосток, инвестируют 4,7 млрд рублей в инфраструктуру припортовой станции Находка-Восточная. Её реконструкция и расширение ведутся в рамках проекта строительства Третьей очереди специализированного угольного терминала.

Финансирование проекта происходит без привлечения средств государственного бюджета.

Расширение пропускных возможностей станции откроет большие перспективы, как перед портовиками, так и перед железнодорожниками. Этого требует и дальнейшее наращивание дальневосточного экспорта. По словам первого заместителя генерального директора «Управляющей портовой компании» Ирины Ольховской, по сравнению с 2012 годом, объём перевозки угля в 2016 году в направлении портов Дальнего Востока увеличился на 31,7 млн тонн. Такая тенденция сохраняется и сейчас.

— Находка-Восточная входит в тройку крупнейших сетевых припортовых станций России. Мы занимаем третье место по грузообороту и каждый год прирастаем новыми объёмами. В прошлом году, например, переработали рекордную цифру — 36,5 млн тонн. В этом году идём на увеличение. Ожидаем, что к концу года выйдем на объём в 40 млн тонн, — рассказал начальник станции Евгений Моисеев. — Усилить наши позиции позволит серьёзный вклад «Восточного Порта» в развитие железнодорожной инфраструктуры.

Так, в результате модернизации парка отправления станции Находка-Восточная количество путей возрастёт с 8 до 13, а пропускная способность увеличится почти вдвое. После ввода в эксплуатацию новая железнодорожная инфраструктура будет передана на баланс ОАО «РЖД». Кроме парка отправления, ООО «Управляющая портовая компания» и АО «Восточный порт» также построят к 2019 году новый парк приёма гружёных вагонов необщего пользования для обеспечения Третьей очереди порта и действующего специализированного угольного комплекса.

— На объёмы перевалки угля через «Восточный Порт» в 2018 году окажет влияние запуск Третьей очереди проекта. Это приведёт в целом к росту мощности по перевалке угля на первом этапе на 5 млн тонн в год, в дальнейшем — на 20 млн тонн в год, — прокомментировала Ирина Ольховская. — В настоящий момент мы проводим испытания оборудования с техническими нагрузками, рассчитывая начать полноценную работу в начале 2018 года, решаем вопросы технологической взаимоувязки железнодорожной инфраструктуры.

Третья очередь — это расширение действующего специализированного угольного комплекса, единственного в Приморье, который изначально строился с учётом груза, с которым будут здесь работать. Кроме того, Третья очередь стала первым морским терминалом, построенным после слов президента РФ Владимира Путина в 2012 году о необходимости увеличить портовые мощности страны.

Новый комплекс вобрал в себя все наилучшие доступные технологии в области экологической безопасности на производстве, которые применяются в мире.

— Это, прежде всего, техническое перевооружение очистных сооружений «Восточного Порта», аспирационных систем, ветрозащитных сооружений. За последние пять лет мы инвестировали в модернизацию технологического оборудования, направленного на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, порядка 1 млрд рублей, — отмечает Ирина Ольховская.

Кроме специализированной техники — вагоноопрокидывателей, конвейеров, стакеров, реклаймеров и судопогрузочных машин, позволяющих обрабатывать большие объёмы груза с минимальным воздействием на окружающую среду, — на Третьей очереди, как и на действующем угольном терминале, будут применяться современные технологии, предотвращающие выброс твёрдых веществ в окружающую среду.

Например, уникальная технология дополнительной защиты вагонов с углём от ветра была разработана специалистами ООО «Управляющая портовая компания» и АО «Восточный Порт». Специальные сооружения общей протяжённостью 600 метров на действующем специализированном угольном терминале дают возможность сохранить температуру разогретого перед выгрузкой угля в зимний период и предотвратить его выдувание из вагонов мощными сезонными ветрами в Приморье. Это влияет и на скорость работы — система позволяет обеспечить 100-процентную выгрузку угля во время переворота вагона в вагоноопрокидывателе. В итоге среднесуточная выгрузка в самые холодные месяцы составляет более 670 вагонов. Так, «Восточный Порт» доказывает: экономика неразрывно связана с экологией.

Выгружаются вагоны в закрытом здании вагоноопрокидывателей. Во время выгрузки используется система сухого тумана, то есть уголь, высыпающийся из вагонов, накрывается водным куполом из мелкодисперсных частиц, затем воздух откачивается промышленными насосами и очищается через фильтры системы аспирации.

После выгрузки уголь поступает в подземные галереи, а оттуда по системе конвейерных лент — на склад хранения. Этот этап необходим для формирования судовой партии, ведь ещё одно конкурентное преимущество «Восточного Порта» — его расположение. Незамерзающая гавань и глубина бухты Врангеля, достигающая в фарватере 22 метров, позволяют заходить в порт крупнотоннажным судам типа кейпсайз дедвейтом более 180 тыс. тонн.

— Закрытое хранение угля не безопасно. В случае его взрыва или возгорания на закрытых складах экологический ущерб будет колоссальным, при этом закрытое хранение угля полностью не исключает вредного воздействия на окружающую среду, — рассказывает Ирина Ольховская.

Специализированным угольным портам, каковым является и «Восточный Порт», удаётся минимизировать экологические риски более эффективными методами.

В частности, речь идёт о системе орошения складов, которая включает в себя 144 мощных промышленных пульверизатора. Они создают на поверхности штабелей защитную корку, зимой аналогичную функцию играют снегогенераторы. Пересыпные станции конвейеров оборудованы специальными вытяжками, воздух из которых поступает в аспирационные системы.

Кроме чистоты воздуха, «Восточный Порт» заботится и о чистоте воды бухты Врангеля. Поэтому первым объектом, введённым в эксплуатацию на Третьей очереди, стали водоочистные сооружения. Они представляют собой каскад резервуаров, в каждом из которых вода проходит последовательную очистку.

— Такое комплексное отношение к делу АО «Восточный Порт» заставляет и нас синхронизировать свою работу, — считает заместитель начальника Дальневосточной железной дороги по Владивостокскому территориальному управлению Андрей Ваулин. — Экономическое и социальное развитие дальневосточных регионов невозможно без хорошо сформированной транспортной инфраструктуры. Приморье в этом отношении играет ключевую роль — именно сюда стекается основная часть российского экспорта.

К росту объёмов экспорта привело устойчивое сокращение объёмов потребления угля внутренним рынком России, которое наблюдалось с 2011 года, с некоторыми исключениями в 2015 году. По итогам 2016 года объём экспорта составил 165 млн тонн, а объём потребления внутренним рынком — 167 млн тонн.

В 2014 году дальневосточное направление экспорта по объёмам превысило северо-западное. По итогам 2016 года в направлении Дальнего Востока было экспортировано на 21,3 млн тонн больше, чем в направлении Северо-Запада РФ, — отмечает Ирина Ольховская.

Справка

В декабре 2016 года АО «Восточный Порт», входящее в состав крупнейшего портового угольного холдинга России ООО «Управляющая портовая компания», стало резидентом Свободного порта Владивосток с инвестиционным проектом строительства Третьей очереди углепогрузочного комплекса в Находкинском городском округе. Этот специализированный угольный публичный порт с закрытой перевалкой угля, оснащённый конвейерным оборудованием, вагоноопрокидывателями, судопогрузочными машинами и уникальной многоступенчатой системой магнитной очистки угля не имеет аналогов в России. Предприятие обеспечивает экспортную перевалку угля различных российских производителей. Грузооборот порта в 2016 году составил 23,5 млн тонн угля — пятую часть всего угольного экспорта из морских портов России и около 30% от перевалки угля в портах Дальневосточного бассейна.

За последние 10 лет АО «Восточный Порт» отгрузило более 200 млн тонн угольной продукции, поставив абсолютный рекорд среди всех угольных портов России.

dvm_31_1_1.jpg
http://www.gudok.ru/zdr/171/?ID=1384476