Пресс-центр

Железная дорога ─ важное направление для частных инвестиций

2 Февраля 2017

Гудок, Москва

О перспективах развития и взаимовыгодного сотрудничества с ОАО "Российские железные дороги" корреспонденту "Гудка" рассказала Ирина Ольховская, заместитель генерального директора по перспективному развитию и работе с федеральными органами компании ─ лидера по грузообороту морского экспорта угля ООО "Управляющая портовая компания".

— В 2016 году ООО "Управляющая портовая компания" установило рекорд по грузообороту специализированных угольных терминалов АО "Восточный Порт" и АО "Ростерминалуголь", в которых является единоличным исполнительным органом, - общий объем перевалки угля составил более 41,5 млн тонн, что составляет треть от всего морского экспорта угля страны. Останавливаться на достигнутом, судя по всему, компания не собирается. В этом году заканчивается строительство масштабного инвестиционного проекта - третьей очереди угольного терминала АО "Восточный Порт". Завершить работы предполагается в сентябре. Планы остаются в силе?

— Все верно, именно на сентябрь 2017 года запланирован запуск третьей очереди. Мы к этому шли с 2012 года, сейчас находимся на финальной стадии реализации этого проекта. В 2016 году "Восточный Порт" достиг рекордной цифры по перевалке груза - 23,5 млн тонн, третья очередь позволит увеличить этот объем до 39 млн тонн в год. Запускаться она будет поэтапно - необходимо наладить работу всего специализированного оборудования, а проект должен работать четко и не мешать двум действующим очередям порта - ППК-1 и ППК-3. Таким образом, объемы перевалки будут тоже увеличиваться поэтапно - вначале до 29 млн тонн к 2018 году, и в 2019- 2020-м планируется выйти на 39 млн тонн проектной мощности.

При расчетах мы учитывали опыт работы с 2009 года, тогда начинали с тоннажа в 15 млн тонн, а проектная мощность была 18 млн тонн, сейчас же она увеличена за счет модернизации действующего оборудования первой и второй очереди терминала: оптимизировалась технология, устанавливались ветрозащитные сооружения, менялась сама техника, увеличивалась автоматизация производства. То есть всегда есть некие этапы "обкатки" проекта и новые возможности для его развития, а дальше его необходимо системно и комплексно развивать. Если же этого не делать, то любой проект, даже изначально успешный, будет деградировать.

— Но в таком случае необходим комплексный подход. Как бы ни модернизировалось само предприятие изнутри, развитие должно происходить и у партнеров. Так, например, без увеличения пропускной способности железной дороги объемы поставляемого сырья останутся на том же уровне? - Конечно же, без развития железных дорог этот проект было бы невозможно реализовать. Строительство третьей очереди АО "Восточный Порт" с самого начала шло в связке с проектом модернизации БАМа и Транссиба, обеспечивающим увеличение объемов перевозки грузов на 66,8 млн тонн по двум железнодорожным магистралям, и даже сроки начала реализации этих проектов совпадают - это 2012 год, когда Президентом России Владимиром Путиным было принято решение о комплексном развитии Восточного полигона. Притом что мы диверсифицируем доставку и грузы приходят к нам из разных точек, основным поставщиком груза остается Кузбасс на период как минимум трех, а то и пяти лет, а это огромный полигон в 6000 км.

— И все-таки одной федеральной программы по модернизации Восточного полигона оказалось недостаточно. Насколько я знаю, "Управляющая портовая компания" вложила собственные средства в расширение инфраструктуры?

— Это было осознанное решение. Мы стандартным порядком запрашивали технические условия у ОАО "Российские железные дороги". Несмотря на то что транспортный узел "Восточный-Находка" сам по себе достаточно велик, с учетом планового увеличения объема перевалки, который возрастает практически в два раза, возникла необходимость в строительстве фактически новой станции. Можно сказать, что за счет инвестиционной программы строительства третьей очереди АО "Восточный Порт" строятся два полномасштабных парка - приема и отправки.

При определении технических условий был выбран, на наш взгляд, оптимальный вариант, который позволяет комплексно развивать весь этот транспортный узел. То есть частично инфраструктура построена под нужды "Восточного порта", а частично является частью путей общего пользования. Строящийся за наш счет парк полностью передается в собственность ОАО "РЖД" для обеспечения технологической неразрывности для управления всей станцией Находка-Восточная, иначе не будет синхронности.

— И какой объем средств ваша компания вложила в строительство? - Порядка 5 млрд руб. В октябре прошлого года мы подписали официальный договор технологического присоединения с ОАО "РЖД". Этому предшествовал достаточно долгий этап обсуждения, потому что инвестиции очень большие и было необходимо разбивать их на этапы. Из этих 5 млрд руб. около 1,5 млрд - парк общего пользования в рамках развития станции Находка-Восточная, который будет использован всеми, - это должно помочь остальным стивидорным компаниям, расположенным в этом районе.

В сентябре в рамках II Восточного экономического форума было подписано соглашение о взаимодействии между АО "Восточный порт" и ОАО "РЖД". Должна сказать, что в сравнении с инвестициями в масштабах всей программы модернизации Восточного полигона 562 млрд руб. кажутся не очень большой суммой, но для нас это достаточно серьезно, и мы очень признательны президенту компании Олегу Белозерову за то, что он лично занимался вопросами Восточного полигона, подчеркивая то, что клиентоориентированность важна в деталях. Он участвовал в подписании соглашения и договора технологического присоединения, в котором прописаны все этапы финансирования строительства с одновременной передачей объектов на баланс ОАО "РЖД".

— Получается, что работает довольно уникальная и непопулярная в российских реалиях схема: чтобы наступило завтра, нужно вложить средства в общее развитие инфраструктуры сегодня?

— Именно об этом и речь. Проект должен стартовать именно тогда, когда это нужно экономике страны. При этом подход к этой экономике тоже должен быть комплексным - капиталовложения в инфраструктуру и собственное развитие должны быть востребованы и грузоотправителями, и перевозчиками, и РЖД, и, конечно, рынком. Сейчас мы наблюдаем рост поставок угольной продукции на экспорт, и позиция Управляющей портовой компании заключается в том, что капиталовложения именно в транспортную инфраструктуру должны быть опережающими для того, чтобы порт не стал "узким горлышком" для всех остальных участников рынка и был готов взять повышенный груз. В ином случае наступит коллапс для всех.

— Получается, что у вас есть уверенность в том, что рынок не изменится в прогнозируемом будущем?

— Такой большой проект, как "Восточный Порт", может работать только с прогнозируемым объемом перевалки, поэтому мы в 2015 и 2016 годах проводили работы по диверсификации грузовой базы, встречались с новыми грузоотправителями, у которых есть необходимость перевезти груз на Дальний Восток и отправить на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В том числе и те компании, которые находятся в зоне притяжения ВосточноСибирской и Красноярской железных дорог, - у них есть неоспоримое преимущество минимального расстояния до порта.

— АО "Восточный Порт" - не единственный крупный терминал Управляющей портовой компании, вы также осуществляете полномочия исполнительного органа стивидорной компании "Ростерминалуголь" на северо-западе России. Есть ли какие-то перспективные планы, связанные с этим предприятием?

— Он расположен в Усть-Луге, вся инфраструктура там новая, отвечающая современным требованиям, поэтому о каких-либо программах по увеличению грузооборота в разы, как это происходит на Дальнем Востоке, речи сейчас не идет. Однако стоит отметить, что и этот терминал за последние годы серьезно увеличил объемы перевалки. Это происходит за счет оптимизации технологии самой перевалки и благодаря ОАО "РЖД", которое является, образно говоря, кровеносной системой экономики всей страны. Железнодорожники построили инновационную станцию Лужская, которая существенно увеличила возможности по увеличению мощностей "Ростерминалугля". Если в случае с "Восточным Портом" речь идет о комплексной системе модернизации и большом количестве инвестиций, то результаты "Ростерминалугля" достигнуты благодаря развитию инфраструктуры в целом. В отличие от Дальнего Востока, на Северо-Западном полигоне развитая система железных дорог, поэтому тут важна именно логистика, которая позволяет увеличивать погрузку за счет уменьшения количества сборных поездов и увеличения объема так называемого полезного груза.

Капиталовложения именно в ж/д инфраструктуру должны быть опережающими для того, чтобы порт не стал "узким горлышком" для остальных участников рынка